Вебинар «Освоение Арктики через получение знаний. Доступность образования в Арктике» прошёл 27 февраля 2023 года на онлайн-платформе Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) в рамках ASM4 (Министерские встречи по вопросам развития науки в Арктике).
Это был уже пятый вебинар, проведённый в данном формате.
Модераторами вебинара выступили: Антон Васильев, заместитель директора Центра арктических и климатических исследований РГГМУ, Андрей Брыксенков, директор представительства РГГМУ в Москве.
В вступительном слове Андрей Брыксенков отметил, что в настоящее время вопросы развития арктических регионов, Дальнего Востока выходят на первый план.
Повышение качества жизни напрямую связано с развитием образования, подготовка кадров. И ключевое направление работы в этой части – это обеспечение доступности социальных услуг в том числе качественных образовательных услуг.
В своём выступлении Александр Сабуров, директор Арктического центра стратегических исследований ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федерального университета имени М.В. Ломоносова» обратил внимание, что экспедиционный научно-образовательный проект «Арктический плавучий университет» с начала своего создания в 2012 году выполнил 15 экспедиций, в них приняли участие 733 участника из 17 стран. Образовательные программы проекта направлены на получение новых знаний, практикоориентированную подготовку специалистов, популяризацию изучения Арктики.
Следует отметить большую востребованность данного проекта, но количество студентов, которые могут участвовать в экспедициях, ограничено и поэтому необходимо масштабировать проект, как на северные морях, так и на прибрежные и островные территории.
В ходе проведения вебинара были рассмотрены актуальные вопросы научной, образовательной и исследовательской деятельности в Арктике.
Александра Ершова, доцент кафедры геоэкологии, природопользования и экологической безопасности РГГМУ в своём докладе, так-же остановилась на обучение-через-исследования используя опыт лаборатории ПластикЛаб. В РГГМУ разработаны специальные обучающие программы по направлениям: климатология, климат полярных регионов, моделирование морских экосистем, спутниковая гидрометеорология, океанологическое обеспечение транспортной инфраструктуры арктических морей.
Инновационные технологии являются драйвером социально-экономического развития полярного макрорегиона. Необходимы специалисты, которые будут создавать и внедрять инновационные технологии российских разработчиков для нужд Арктики.
Было отмечено, что созданные Научно-образовательные центры на базе ведущих университетов арктической зоны России, играют важную роль в процессе вовлеченности молодежи в науку, при этом присутствует недостаточное взаимодействие учебных учреждений с промышленными компаниями, которые работают на территории и ведут хозяйственную деятельность.
Другие выступающие обозначили ряд проблем, среди которых: «очень мало обучающихся проходят практику именно в Арктике». Необходимо более активно развивать взаимодействие образовательных организации и научно-исследовательских учреждений: Росгидромет, ААНИИ, Главная геофизическая обсерватория, Институт океанологии им.П.П.Ширшова РАН, НПО «Тайфун» и др. Необходимо развивать систему целевого набора и подготовки специалистов, а так же систему мотиваций для молодых людей, желающих остаться и трудиться в Арктике.
Передовая в 2023г. полномочия в Арктическом совете Норвегии важно подчеркнуть, что Россия арктическая северная держава, которая проводит большую работу по всем направлениям, в т.ч. в области образования, подготовки кадров.
Данные с сайта: https://moscow.rshu.ru